Русская служба Би-би-си

 
Число погибших в войне в Грузии: данные противоречивые 

Спустя неделю после объявления перемирия между Россией и Грузией данные о числе жертв конфликта на территории Южной Осетии остаются крайне противоречивыми.

В среду власти непризнанной республики уточнили информацию о числе жертв. По их оценкам, в результате штурма Южной Осетии грузинскими войсками погибли 1492 человека.

По словам главы госкомитета по информации и печати непризнанной республики Ирины Гаглоевой, речь идет о погибших в Цхинвали и его пригородах.

Ранее российский МИД заявлял, что, по первоначальным оценкам, в Южной Осетии погибли 1600 мирных жителей.

Между тем Следственный комитет российской прокуратуры (СКП) сообщил о зарегистрированных ими 133 убитых в Южной Осетии.

Москва говорит о геноциде осетинского народа, в то время как правозащитники международной организации Human Rights Watch настаивают, что в Цхинвали погибли не тысячи, а десятки человек.

"Мы не подтверждаем официальную цифру. Мы полагаем, что речь идет скорее о десятках, а не о тысячах погибших", - сказала Франс пресс исследователь Human Rights Watch Анна Нейстат, побывавшая в Южной Осетии.

По ее словам, эти предварительные выводы правозащитники сделали на основе данных о числе госпитализированных и свидетельств очевидцев из наиболее пострадавших районов. По оценкам правозащитников, это, прежде всего, южная, юго-восточная и центральная часть Цхинвали.

"Мы по-прежнему слышим официальные заявления о нескольких тысячах погибших - это несерьезно и безответственно, - заявила Нейстат. - Это не способствует прояснению того, что произошло в регионе, и восстановлению справедливости".

Сотрудники СКП, между тем, утверждают, что их цифры не включают многих уже захороненных.

"Зафиксированы 133 жертвы, но у нас есть многочисленные захоронения, которые мы вскрывать не можем", - сказал в среду на пресс-конференции в Москве замначальника СКП по Южному федеральному округу Борис Салмаксов.

Он пояснил, что многие погибшие были захоронены в садах и огородах.

"По этим захоронениям никто не может дать объяснения, поскольку не опрошены все беженцы, находящиеся в различных уголках. Они хоронили и уезжали", - сказал представитель СКП.

Оценки потерь

На вопрос BBCRussian.com о том, руководствуясь какими методиками расчета, стороны называют столь разные данные о числе погибших, независимый военный обозреватель Александр Гольц сказал: "На каких основаниях делает заявления [о потерях] южноосетинская власть - понять сложно. На каких основаниях делает заявления HRW - понятно. HRW просит в больницах фамилии погибших. Как только погибшие перестают быть абстрактными сотнями, тысячами, сразу становится понятно - это вранье или это реальность".
Александр Гольц согласен с утверждением, что о числе погибших можно будет говорить, как только будет ясно, сколько тел осталось под завалами, поскольку Цхинвали практически полностью разрушен.

"Как только появятся списки погибших людей, сразу будет ясно, каковы потери", - повторяет эксперт.

По его мнению, Москва, заявляя о тысячах жертв, повторяет то, что говорят южноосетинские власти. "Мы не знаем количество погибших, равно не знает южноосетинская сторона", - говорит Гольц.

"Я думаю, что методика [расчета потерь среди мирного населения], если есть, то только у правозащитников. Они экстраполируют потери - то, что они точно знают, - на вероятность погибших под завалами. Военные никогда не занимаются оценкой жертв среди гражданского населения", - отмечает эксперт.

Уточненные данные о потерях среди российских миротворцев Генштаб объявил в среду. По официальным данным, погибли не 74, как заявлялось ранее, а 64 человека. Грузия, в свою очередь, заявила во вторник, что, по уточненным данным, с грузинской стороны погибли 215 человек.

Шестидневная война: данные о погибших и беженцах

"Неизбирательное применение силы"

Human Rights Watch критикует обе стороны конфликта.

Грузию правозащитники обвиняют в "неизбирательном применении избыточной силы", что привело к потерями среди мирного населения, Россию - в "неизбирательном применении силы" в районе грузинских сел Южной Осетии и грузинского города Гори.

Human Rights Watch также заявляет, что российские войска "как представляется, целенаправленно обстреливали колонны [грузинских] беженцев, пытавшихся покинуть район боевых действий".

Среди наиболее тяжких обвинений в адрес России - заявление о бомбардировке двух грузинских населенных пунктов с использованием кассетных бомб.

Генштаб российских вооруженных сил отвергает эти обвинения, заявляя, что кассетные боеприпасы в ходе этого конфликта не использовались.

"Не применяли мы никогда эти кассеты - тем более, в этом нет необходимости", - сказал по этому поводу заместитель начальника Генштаба Анатолий Ноговицын.

Подробнее о заявлениях по поводу кассетных бомб
При этом генерал-полковник Ноговицын заявил, что грузинские войска при отходе из Цхинвали минировали гражданские объекты, в том числе подвалы с людьми.

Правозащитники это заявление не комментируют.

Однако на основе опроса более ста жителей Цхинвали и сел Нижний Гуджавер и Хетагурово представители Human Rights Watch сообщили, что "вырисовывается отчетливая картина неизбирательного применения грузинской стороной РСЗО "Град" и танков".

"В Цхинвали сотрудники Human Rights Watch осмотрели многочисленные серьезно пострадавшие гражданские объекты, в том числе больницу, многоквартирные дома, индивидуальные дома, школы, детские сады, магазины, административные здания и местный университет", - говорится в заявлении организации.

Исследователь Human Rights Watch Анна Нейстат отмечает, что располагает доказательствами обстрела - в том числе ракетного - Цхинвали и его окрестностей грузинскими войсками.

В свою очередь, по результатам посещения четырех грузинских сел Южной Осетии Нейстат заявила, что в ходе конфликта жители этих сел подвергались преследованию, а пять грузинских селений были подожжены.

В другие районы непризнанной республики Нейстат, по ее словам, попасть не удалось из-за ограничений на перемещение, установленных российскими войсками.