Дело было в Абхазии ("The Guardian", Великобритания)
ЕС должен потребовать от России вывода ее войск из Грузии - только тогда мы сможем возвращаться к мирной жизни у себя на родине
Малхаз Акишбая (Malkhaz Akishbaia), 17 октября 2008
Вчера в Женеве потерпели неудачу международные переговоры о будущем грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии. Собравшиеся дипломаты, журналисты и эксперты не ожидали прорыва, но Россия разыграла перед ними циничную мизансцену. План Москвы был прост: потребовать, чтобы мир признал то, что он отказывается признавать - независимость двух грузинских территорий - и, тем самым, сорвать конференцию.
В это время Натия и четверо детей ели бесхитростный обед в предоставленной государством квартире недалеко от тбилисского аэропорта. В августе сепаратисты, поддерживаемые Россией, выгнали их из их дома в Верхней Абхазии.
Не могу поверить, что Западу это безразлично. Скорее, они сбиты с толку дезинформацией и поверхностным анализом, образчиком которого является статья Анны Матвеевой, опубликованная в Comment is free 14 октября.
По ее словам, западная политика 'должна быть основана не на вымысле, а на трезвом принятии неудобных фактов'. Неужели мы должны принять тот неудобный факт, что при поддержки России проводятся этнические чистки и военная агрессия? Матвеева неуклюже обходит этот вопрос, говоря: 'Для некоторых меньшинств неприемлемо жить под властью государств-'хозяев' большинства'.
Но Матвеева не упоминает о том, что в Абхазии поддерживаемое Россией абхазское меньшинство, составлявшее 17,5 процентов, разрушило процветавшее многоэтническое общество численностью 550 000 человек; 80% - грузины, греки, эстонцы, евреи и другие - были уничтожены или вынуждены бежать из-за систематических убийств, изнасилований, избиений и грабежей.
После боев 1992-1993 гг. сотни тысяч людей живут в статусе вынужденных переселенцев в других регионах Грузии или беженцев в других странах. Натия, муж которой погиб в ходе боев, была вынужденной переселенкой до возвращения в Верхнюю Абхазию в 2006 г.
Луч надежды просиял ей, когда правительство Грузии, разгромив местных бандитов, установило контроль над Кодорским ущельем. Мне выпала честь сделать узкую горную долину местом размещения правительства Абхазии. Мы восстановили безопасность и нормальность, отремонтировали дороги, построили школы и больницу.
Наша цель состояла в том, чтобы дать людям достойную жизнь, тем самым, создав образец для остальной Абхазии. Однако в Москве и Сухуми готовились к войне.
Матвеева утверждает, что независимость Абхазии позволила бы сохранить доступ западных дипломатов и неправительственных организаций и предотвратила бы ее присоединение к России. Она закрывает глаза на тот неудобный факт, что 16 апреля тогдашний российский президент Владимир Путин провозгласил квазианнексию Абхазии Россией.
Тогда Россия воспользовалась Абхазией - вдали от глаз западных дипломатов и неправительственных организаций - в качестве плацдарма. Тайно и незаконно Россия начала использовать бывшую советскую авиабазу в Гудауте. В Абхазию доставлялись российские десантники под видом миротворцев, зенитные установки, артиллерия и современные бронетранспортеры. Железнодорожные войска восстановили пути от Сухуми до бывшей советской военно-морской базы в Очамчире, подготовив ее к приему 4 000 российских морских пехотинцев в ходе боевых действий.
Когда 7 августа российские танки ворвались на север центральной Грузии, в Абхазии уже был готов второй фронт для нападения на Грузию с запада. Тем временем поддерживаемые Россией сепаратисты хлынули в Верхнюю Абхазию и повторили ужас начала 90-х. Натия, ее дети и все остальные бежали. Я видел по телевидению разграбление моего кабинета, видел, как мои личные вещи выбрасывают в окно. С ними ушли наши мечты и все, что мы сделали за два года. Школьные окна были разбиты, как и жизни детей, которые когда-то корпели над учебниками в этих классах.
Сегодня 'перспективы прорыва ничтожны, - пишет Матвеева, - поскольку западные лидеры по-прежнему стремятся избежать неудобных вопросов'. Впервые я с ней соглашаюсь. Организаторы женевской конференции - ЕС, ОБСЕ и ООН - говорят, что мы вновь встретимся в Женеве через две недели.
Если они все-таки решат заняться неудобными вопросам, то им следует разоблачить обходные маневры России и сосредоточиться на единственном легитимном вопросе: праве Натии и сотен тысяч людей, подобных ей, вернуться домой безопасно и с достоинством.
Однако, если с Абхазией будут обращаться как с настоящей страной, то головорезы, устроившие там этнические чистки, никогда не позволят вернуться 'значительной части грузинских беженцев, покинувших зону конфликта', о чем пишет Матвеева.
Существует только один выход.
ЕС должен потребовать от России следовать договоренностям и выводить войска на рубежи, которые они занимали до войны, а не сосредоточивать их в Абхазии и Южной Осетии. Наблюдатели ЕС должны иметь доступ в Абхазию и Южную Осетию, чтобы проследить за тем, держит ли Россия свое слово.
После этого мы можем сделать первые шаги к восстановлению человеческого достоинства путем переговоров, демократии и уважения к каждой личности. Когда мы жили вместе, Абхазия была самым богатым регионом Грузии. Вместе мы можем возродить отечество.
В конце июля я дал интервью Guardian, опубликованное 7 августа. Тогда я сказал: 'Когда мы думаем о будущем Абхазии, я вижу, как там растут мои дети. Я вижу, как те люди, которые хотят вернуться в свои дома, строят будущее вместе со своими детьми'.
Пожалуйста, поймите: Натия хочет знать, что суждено этой мечте - расцвести или погибнуть под гусеницами российских танков.