Сложная ситуация вокруг Грузии и международные отношения ("Nihon Keizai", Япония)
Система международной безопасности в кавказском плену

Нобуо Симотомаи, 05 сентября 2008

Россия готова к изоляции. Политика игнорирования приведет к новой 'холодной войне' Чтобы решить дилемму - нужен срочный диалог.

Основные положения:

-Ошибочно, отгородившись японо-американским договором безопасности, считать, что конфликт далеко;
-Принцип, выдвигаемый Россией о 'самоопределении наций', - тоже дилемма;

-В случае углубления конфликта произойдет толчок для активизации радикальных исламских группировок.

В рассказе Л. Толстого 'Кавказский пленник' и в снятом по нему в 1990 году режиссером Сергеем Бодровым кинофильме глубоко показана драматичность взаимоотношений между попавшим в чеченский плен российским солдатом и местным населением. Но в нынешней ситуации в плен попали не только малые кавказские народы. В опасном плену находится вся система международной безопасности.

Конфликт вокруг Грузии, который начался в период проведения Пекинской Олимпиады, в настоящий момент превратился во взаимный обмен критикой между США и западноевропейскими странами, с одной стороны, и Россией - с другой. В тот момент, когда министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд призывает к созданию 'широкой коалиции для отпора российской агрессии', премьер-министр России В. Путин называет все происходящее 'провокацией, затеянной в угоду предвыборных страстей в США'.

А не началась ли уже у нас новая 'холодная война'? Во всяком случае, похоже, что в сфере риторики спорящие стороны уже перешли все границы. В ситуации, когда в центре современных международных отношений отсутствует единый авторитет, столкновения становятся неизбежными, как отметил Есинобу Ямамото, профессор университета Аояма Гакуин, в своем исследовании 'Мировой порядок и управление', наступает 'дилемма в обеспечении безопасности'.

Именно в этих условиях, после окончания 'холодной войны' и распада Советского Союза, попытки создать в Евразии систему обеспечения безопасности в каких-либо строго очерченных рамках потерпели неудачу. Это произошло не только вследствие того, что США и Западная Европа находились в противоборстве с Россией, символично, что и ООН, которая как раз и создана для того, чтобы нести главную ответственность в этом вопросе, фактически бездействовала.

Внутри самой России политическая дискуссия велась вокруг вопросов 'Кто виноват?' и 'Что делать?', структурно расчленившись надвое. Исходя из этой теории, выстраивая причинно-следственные отношения конфликта, можно прийти к выводу, что в отношениях Запада с Россией, прежде всего в том, что касается расширения НАТО на Восток, как говорится, 'нажали не на ту кнопку'.

Не достигнув общего понимания в том, что делать с НАТО, как с военным союзом, как изменить его структуру, кого в него включить, а кого исключить, как быть с бывшим 'главным врагом' Россией, попытались построить новую систему обеспечения безопасности после окончания 'холодной войны' не дав ответа на все эти вопросы. Вдобавок, в период компании по избранию Клинтона на второй президентский срок, администрация США, пытаясь заручиться голосами выходцев из Восточной Европы, решила урвать большой куш, проводя политику расширения НАТО на Восток. Грузия и Украина, только и мечтавшие дистанцироваться от России, решили, что это их шанс, что и явилось причиной конфликтов, участниками которых они сегодня стали.

В Евразии, которая с древних времен являлась ареной войн и национально-освободительных движений, невозможно провести черту так, чтобы получилось по принципу 'одна нация - одно государство'. Возникшие при распаде СССР государственные границы новых государств - это административно-территориальные границы, которые установил в свое время по своему личному усмотрению диктатор Сталин, большой 'специалист' в межнациональных отношениях.

Так, Осетия, народ которой по своим национальным корням ближе к иранцам, и которая никогда территориально не входила в состав Грузии, была разделена надвое, на северную и южную части. Северная Осетия осталась в России, а Южная - была насильно присоединена к Грузии. Вот в чем заключается давняя причина нынешнего конфликта.

После распада Советского Союза, никто иной, как первый президент ставшей независимой Грузии Гамсахурдия, направил войска в Осетию, чтобы лишить ее статуса автономии. Этот человек, дед которого был известным грузинским националистом, в действительности являлся мингрелом, представителем малой народности, проживающей на территории Грузии. Мингрелы, как грузинские националисты, были использованы и в этом конфликте, когда пытались изобразить Сталина, родившегося в грузинском городе Гори, 'великорусским шовинистом'. За всеми происшедшими событиями проявляется попытка разыграть националистическую карту. Это не имеет ничего общего с реальным патриотизмом.

Россия, которая входит в группу великих экономических держав, и на политической арене пытается не допустить своей изоляции. До середины августа позиция президента России Д. Медведева заключалась в том, чтобы решить проблему международно-признанным способом на основе соглашения из 6 пунктов, предложенного французским президентом Саркози. Однако 26 августа Россия в одностороннем порядке признает независимость Южно-Осетинской автономной области и Абхазии.

Россия, придерживавшаяся при решении косовской проблемы принципа 'территориальной целостности' государства, внезапно отошла от позиции 'непризнающей независимость страны', и стала отстаивать 'право наций не самоопределение'. Начиная с посреднической миссии французского президента Саркози и заканчивая усилиями многих других стран по разрешению этой сложной проблемы межнациональных отношений, включая и встречу на высшем уровне стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), все свидетельствует об отсутствии согласия других стран с происшедшей метаморфозой в политике России.

Если Россия выбирает принцип этнонационализма (права наций на самоопределение), то что же будет с Чечней? Возникает саркастический вопрос, а как быть с теми немногими политиками, которые поддержат такое решение, например с президентом Чеченской республики Кадыровым, который сейчас занимает пророссийскую позицию, а в прошлом был борцом за независимость? Согласится ли Россия с тем, что он второй раз начнет выступать за независимость Чечни?

Но времена уже изменились, причем в худшую сторону. В России приверженец стабильности В. Путин стал премьер-министром, а либеральный новый президент лишь только появился на политической арене. В США за пост президента идет отчаянная борьба. Для малых стран, которые в мировой политике 'ерзают вправо - влево' - это означает неизбежный конец. Президент Грузии Саакашвили, заняв слишком проамериканскую позицию и столкнувшись с внутренним кризисом в стране, недооценил способность России к ответу и принял решение атаковать первому, что и стало главной причиной нынешнего конфликта.

Что же теперь все-таки делать?

Прежде всего, необходимо осознать глобальность кризиса всей системы поддержания международной безопасности, и упавшую ниже всех пределов роль ООН в этом вопросе. Различные субъекты международного права прилагают разрозненные усилия для обеспечения собственной безопасности, что еще больше усиливает кризис всей системы в целом. Необходимо осознать, что все мы являемся заложниками этой ситуации.

Во-первых, нужно исходить из того, что новая 'холодная война' еще не началась и опасно ничего не предпринимать для сдерживания конфронтации между США и Россией. Фактически, в ответ на то, что госсекретарь США Райс подписала 20 августа официальное соглашение с Польшей о размещении на ее территории американской системы ПРО, Россия испытала новую ракету 'Тополь', способную противостоять этой угрозе. Мы уже проходили 20 лет назад игру в ядерное противостояние между США и Россией, и никто не хочет ее возвращения.

Во-вторых, этот конфликт между США и странами Запада, с одной стороны, и Россией, с другой, имеет обратную сторону медали, которая заключается в том, что США, стремясь к одностороннему превосходству, хотят собрать вокруг себя входившие ранее в сферу СССР антироссийски настроенные новые 'демократические страны', а Россия, выступающая за многополярные международные отношения, пытается в ответ сплотить вокруг себя 'непризнанные государства'.

В-третьих, политика, когда противоположная сторона критикуется по любому поводу, а союзники лишь восхваляются, не всегда приносит плоды в реальности. Так, входящие в Западный лагерь Франция, Германия и Италия сейчас поддерживают жесткий подход к России, но стоит США 'перегнуть палку' при проведении своей политики однополярности, как они будут выступать против таких действий заодно с Россией. Чтобы сохранить деликатность такой своей позиции руководители Евросоюза воздержались от введенния экономических санкций против России.

С другой стороны, и Россия, которой хотят доверять Китай, Индия и страны Средней Азии, не должна 'перегнуть палку' в своем отношении к 'наполовину признанным' 'государствам'. Как показала ситуация накануне Пекинской Олимпиады, Китай, озабоченный тибетской и уйгурской проблемами, и Индия со своим кашмирским вопросом, вряд ли поддержат такой новый курс России. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) на своем заседании 28 августа не пошла по пути полной поддержки России, на которую расчитывал президент Д. Медведев, заявив о необходимости прилагать дальнейшие усилия для мирного разрешения конфликта.

Такая позиция России ведет к расколу и без того испытывающих беспокойство по этому поводу Украины, Азербайджана, а также стран Средней Азии. Наиболее серьезное влияние это оказывает на Украину. На полуострове Крым, переданном Украине в 1954 году, базируется российский Черноморский флот, а также проживает значительная часть русского населения. Эта часть населения выступает за преобразование Украины в федеративное государство.

Если так пойдет и дальше, то окончательными победителями всех конфликтов по иронии судьбы станут исламские террористы, против которых Америка и Россия совместно борются с 11 сентября 2001 года. И действительно, как показывают результаты антитеррористической операции в Афганистане, влияние движения 'Талибан' в последнее время все больше растет.

Международные отношения второй раз переживают период радикальных перемен. Будет ли это второе пришествие 'холодной войны', будет ли это становлением абстрактной модели глобализации или же однополярного мира, который установится как результат борьбы с международным терроризмом, но, вне всякого сомнения, это уже будет другой мир. Тенденция снижения роли США в качестве господствующей державы и перераспределения сил в пользу Китая и Индии пока еще не приобрела реально зримых очертаний. В условиях этой смутной неясности вызывает особое беспокойство теория начала новой 'холодной войны' как следствия вооруженного столкновения между Грузией и Россией в Южной Осетии, население которой составляет 70 тысяч человек. В этих условиях справедливым выглядит призыв президента России Д. Медведева на июльском совещании ОБСЕ с предложением по созданию нового механизма для решения проблем безопасности в Евразии.

В этом процессе свою заметную роль сможет сыграть и теперь уже новый премьер-министр Японии.

Нобуо Симотомаи - профессор университета Хосэй

Перевод: Сергей Коцюба, представительство 'РИА Новости' в Токио