Кое - что о вооружении рыцарей.
Рыцарь ("брат") Ордена Меченосцев, первая половина XIII в.
Защитное вооружение рыцаря аналогично общеевропейскому, но представляет несколько упрощенный вариант. Кольчужные чулки выполнены в виде полос кольчатой ткани, защищающих ноги спереди и с боков, стянуты сзади и под подошвой шнуровкой. На руках - приплетенные к хаубергу рукавицы. Поверх кольчужного капюшона прикреплен упругий кожаный валик, для плотной фиксации большого шлема (топхельма). Конь рыцаря защищен простой попоной из плотного белого полотна, покрытие головы и шеи коня - из того же материала. На поясе рыцаря - прямой крестообразный меч, на ногах золоченые шиповые шпоры.
Орденская символика до разгрома 1237 г. представляла собой изображение красного меча на белом поле и небольшого красного германского креста над ним. Хотя вместе с прибытием в Ливонию шестидесяти тевтонских рыцарей во главе с Генрихом Балке (в том же 1237 г.) сюда была завезена символика Тевтонского Ордена, она, по-видимому, не прижилась: впоследствии, наряду с одним мечом, чаще изображали два скрещенных меча под тем же германским крестом.
Источники: шлем - фигуры Уэльского собора, первая половина XIII в., МАА N 75, Terence Wise, G. A. Embleton "Armies of the Crusades".
Оруженосец рыцаря-меченосца, первая половина, XIII в.
Как правило, оруженосцы и сквайры не принимали участие в рыцарских сражениях, а выполняли функции боевой прислуги. Однако в XIII в. уже существовал разряд "боевых сквайров" (молодых дворян, не посвященных в рыцари), которые сражались вместе со своими сеньорами. Представленный здесь оруженосец имеет достаточно простую экипировку и везет за своим рыцарем его копье и щит с орденской символикой.
Рыцарь ("брат") Тевтонского Ордена, 1250-1270).
Тевтонский Орден Девы Марии Немецкой изначально возник в Палестине во время третьего крестового похода, при осаде Акры (1190 г.). К середине XIII века Прусская ветвь Ордена уже вела активные действия в Прибалтике.
Посвященные Тевтонские рыцари носили белый плащ или котту (длинную накидку, чаще всего без рукавов, с перед-ним и задним разрезами для верховой езды) поверх доспехов, на которые был нашит черный крест - на левом плече плаща или на груди котты. Кресты повторялись на щитах и знаменах рыцарей. Защитное вооружение рыцаря состояло из хауберга - длинной кольчуги с приплетенными кольчужными рукавицами (а с 1250 г. - и перчатками) и капюшоном.Предположительно с 1225 г. в качестве второго доспеха поверх хауберга рыцари стали использовать прочную кирасу из вываренной в масле кожи, которую, как правило, скрывает котта. На ногах - кольчужные чулки, поверх которых надеты плотные простеганные полуштанины - налядвенники. Иногда, так же, как и на Руси, к ним крепились чашеобразные или полуцилиндрические наколенники.
Поверх кольчужного капюшона, в особенности для копейных сшибок, одевался большой шлем - топхельм. Лицевая часть маски шлема усиливалась крестообразно наложенными полосами. С середины XIII в. очертания большого шлема спереди приобретают характерный излом в районе прорезей для глаз; назатыльник удлиняется, соединяясь с маской, и образует сплошную защиту головы до самых плеч. Характерная двойная мечевая перевязь во второй половине столетия вместо завязок получает фигурные пряжки. Рыцарь вооружен длинным романским мечом с фигурным линзовидным навершием.
Говоря о конском доспехе, следует отметить, что в середине XIII в. в Европе, наряду с плотным матерчатым прикрытием коня, в обиход входят также стальные маски.
Источники: большой шлем (топхельм) - Muller "EUROPAISCHE HELME", вторая половина XIII в. (N 15); защитное вооружение - с надгробных статуй рыцарей: Роберт де Вэр, граф Оксфордский, рыцарь - храмовник, 1250 г. (по Стотхарду); меч - Muller "Europaische Hieb - und Stichwaffen", середина XIII в. (N 11); снаряжение коня - с печати Джона де Монтфорта, 1248 г., Париж. (Ссылка на общеевропейские источники здесь уместна, поскольку Орден постоянно отслеживал новшества военного дела и снаряжения, принимая у себя рыцарей из различных европейских стран).
Оруженосцы Тевтонского рыцаря, XIII в.
По уставу рыцарям Ордена Тамплиеров было положено иметь по 3 коня (четвертый - у сквайра), госпитальерам - по 4 коня. Этому следовали и тевтонские рыцари: кони были более уязвимы в бою, чем всадники.
Один из оруженосцев ведет в поводу запасного боевого коня (специальные кони предназначались для доставки рыцаря к полю битвы), второй оруженосец везет щит и копье сеньора. Защитное снаряжение оруженосцев представлено матерчатыми доспехами и легкими шлемами: полусферическим, склепанным из полос и сегментов, поверх полотняного чепца, и составным шлемом с полями. Матерчатый доспех (акетон) изготовлен из клееного холста, набитого хлопком (ватой), и простеган вертикально. Высокий стоячий ворот акетона иногда укрепляли твердыми обкладками.
Источники: Майцеджовская библия, середина XIII в. (Париж).
"Брат - сержант" Тевтонского Ордена, 1250.
Сержанты - профессиональные наемные бойцы простого звания (как правило, конные) на службе Ордена - носили серые котты с разрезами по бокам или плащи с характерным (имеющим трехлучевые концы) крестом. Защитное вооружение: хаубергон (короткая кольчуга с короткими рукавами), полусферический шлем (ранняя форма цервелльера) с раздельным кольчужным капюшоном. У седла подвешен легкий круглый щит с орденской символикой, к поясу пришнурован небольшой меч. Сержант везет за рыцарем копье с простым знаменем Ордена.
Источники: Майцеджовская библия, 1250 г. (Париж), МАА N 155, Terence Wise, Richard Scollins, "The Knights of Christ".