Яндекс цитирования Rambler's Top100

Эдельвейс. Политика.Любовь.Игра.Жизнь.

Объявление

Добро пожаловать!!!Мы рады новым жителям и друзьям!!!
contatore visite часы для форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Косово. Что дальше?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

"Ящик Пандорры или Югославский котел"

Сразу отвлекусь с гордость за нашу армию.

Кстати и о наших ВС. Именно "Плохих" российских.
НАТО уж очень не хотело видить российские войска,в составе "голубых касок".
"06.07.99
Десант российских миротворцев и установление контроля над аэродромом Приштины привели США и НАТО в состояние шока.
Некоторые из американских генералов хотели даже пойти на прямую конфронтацию в вопросе о контроле над аэропортом, однако вынуждены были отступить.
Заносчивые вояки, вложившие миллиарды долларов в разрушение инфраструктуры, еще больше раскрутившие бедствие в Косово, а также те, кто откровенно поставили задачу ввергнуть население Югославии в атмосферу страха, экономической и экологической катастрофы, отрицавшие всякие компромиссы или переговоры, столкнулись на этот раз с суровой реальностью.
Медведь может быть затравлен, скован цепями, но если вы слишком близко подойдете к нему - на расстояние взмаха лапы - он вас покалечит или убьет.
И вновь США ведут Балканы к конфронтации с Россией. Отказав России в праве использовать воздушный коридор в гуманитарных и миротворческих целях из-за разности в подходе к правилам урегулирования ситуации в Косово, США, на мой взгляд, играют с огнем.
Весь мир с огромной симпатией ждет следующего стратегического броска к косовскому аэродрому - ведь если США и НАТО не признают нормальных правил игры, их просто надо исключить из игры!
Малькольм Бич, Канада
06.07.99"
Как видите не я сказал. От себя добавлю малость. Тогда этого никто и неожидал от нашей армии. Спали,спали затем когда надо былу 200 десантников во главе с генералом Заварзиным совершила марш-бросок. Обогнав все подразделения Нато и оказалось там где нужно. А именно на аэродроме Приштины. Типа привет. Янки были возмущенны и к Заварзину, да как,да что,да почему. Вас здесь быть просто не может.Это невозможно,так быстро по земле передвигаться. Успокоились натовцы малость, ну и по доброму. Типа убирайтесь. А генерал в ответ,улыбаясь
-Не можем,уйти.
Как не можете? Вы что отказываетесь? Да мы вас...
- Не можем уйти,потому как солярка кончилась. Ведь сами знаете какие русские лопухи и безлаберные. Так что топлива нет,поэтому и уйти немогем...- вот так мы всегда... .

Продолжение следует.....

0

2

Попробуем просчитать,что дало независимость Косово.

• Экономика страны была отброшена на уровень 1945 года
• Учитывая бомбардировки предприятий химической промышленности, объектов водо- и электроснабжения, это едва не привело к экологической катастрофе на Балканах.
• На территории Косово и Метохии участились межэтнические столкновения
• В Косово и Метохии власть перешла к косоварам, к Армии Освобождения Косово.
• Сербское население покинуло Косово. Косово — этнически однородная территория (свыше 90 % албанцы).
• 2,5 млн граждан осталось без каких-либо доходов и средств к существованию
• Работы лишилось около 600 тысяч человек.
• Большинство воздушных ударов было осуществлено на Приштину (374), Призрен (232), Белград (212), Урошевац (205), Джаковицу (190), Кралево и Ужице (145 на каждый город), Нови Сад (114)
• 17 февраля 2008 года Косово провозгласило независимость от Сербии

Так независимость получена.
ДАЛЕЕ

Прежде всего, цена Косова для Белграда огромна и определяется отнюдь не только исторической ролью сражения на Косовом поле, любовью к священным для любого серба камням или православным монастырям, а также прагматическим желанием сохранить за правящей элитой ресурсный потенциал края. Здесь дело еще в крайне существенных геополитических обстоятельствах.

Потеря Косова почти неизбежно означает дестабилизацию и в другом автономном сербском крае, северной Воеводине, где большую роль играет очень крупная община этнических венгров.

потеря Косова не может не вызвать волны дестабилизации в еще одном ключевом регионе Сербии — Санджаке, расположенном в юго-западном "углу" между Черногорией, Косовом и Боснией. В Санджаке косовары и боснийские мусульмане составляют, по разным оценкам, от 30 до 40% населения

. великоалбанскую идею. В своем минимальном варианте она предполагает отторжение Косова от Сербии и Югославии и его присоединение к Албании. В промежуточном варианте "великоалбанство" выдвигает дополнительные территориальные претензии к Сербии, Македонии, Греции, Черногории. В наиболее широком варианте, основанном на утверждениях, что албанцы — последние прямые потомки кельтов в юго-восточном регионе Европы, претензии Великой Албании простираются и на якобы основанные кельтами Белград и Вену, и на многое другое;

. возможные территориальные претензии Болгарии к Турции (часть Фракии), Румынии (Южная Добруджа), Греции (Южная Македония с выходом в Эгейское море), Сербии (Северная Македония). Именно эти территории Болгария потеряла после Второй Балканской войны по Бухарестскому договору и после Первой мировой войны по Нейинскому договору.
. возможные территориальные претензии Греции к Македонии (что отчетливо проявилось уже с момента распада Югославии, когда Афины категорически не желали признавать ни отдельную македонскую национально-государственную общность, ни название республики, ни ее флаг) и Албании, а также Турции.
- возможные (и уже не раз заявленные после распада СССР) претензии Румынии на Молдавию;.
- возможные претензии Венгрии к Румынии по Трансильвании;
- возможные (и также не раз озвученные в последние годы) претензии Польши к Украине, Белоруссии, Литве;
- возможные претензии Германии к Польше (Силезия, Восточная Пруссия, Гданьск), России (Калининградская область), Чехии (Судеты), Австрии (также уже озвученная тема нового аншлюса), Франции (Эльзас, Лотарингия);
- ольстерский конфликт на Британских островах;
- уже давно не шуточная ситуация вокруг Независимой республики Падания в Северной Италии;
- проблемы Франции с Корсикой;
- проблемы Испании с Басконией.

И это только Европа.
А ведь есть еще Африка, где подобных конфликтогенных узлов — по несколько в каждой стране. Есть Ближний Восток, буквально начиненный подобными узлами — от Палестинской проблемы до проблемы курдской. Есть АТР, где только в Индонезии подобных узлов несколько. Есть Приднестровье, Карабах, Абхазия, Чечня. Есть, наконец, совсем под боком у США и Канада с ее сепаратистским Квебеком, и тем более Мексика с ее мятежным штатом Чьяпас, и собственные южные, угрожающе латиноамериканизированные, штаты, и многое, многое другое.

Косово это только начало Принцип домино.
То что сейчас происходит в Абхазии и Южной Осетии,Приднестровье,надеюсь знаете \ Я не политолог\
Все почему?Нарушены все договоренности. К примеру.

Ялтинско-потсдамский порядок, закрепленный в ООН и ее уставе как правовом фундаменте, а затем подкрепленный и расширенный Хельсинским актом, поставил во главу угла международных отношений принципы нерушимости границ, права наций на самоопределение и неприменения силы в международных отношениях, а также неразрывного с ними права государств на самооборону от агрессии. И одновременно вменил в обязанность ООН защищать указанные принципы. Для решения возникающих в связи с указанной обязанностью проблем возможного международного военного вмешательства был создан механизм — консенсусная санкция постоянных членов Совета безопасности ООН — и инструмент — миротворческие силы ("голубые каски") ООН.

Сказать кем?
Россия - неправильный ответ. Увы для некоторых.

Ждем развития событий.Может когда и съездить придется в независимый Квебек.

0

3

Интересная статейка нашлась

Интересы США в Абхазии, Южной Осетии и Карабахе: "мир" через войну и капитуляцию

Ситуация на Южном Кавказе достигла пика накала. Нельзя не заметить, что это происходит синхронно с активизацией США в этом регионе. В ночь с 1 на 2 августа произошла масштабная дестабилизация обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта. По информации официальных структур Южной Осетии, а также представителей миротворческого контингента, в ходе обстрела осетинских населенных пунктов грузинская сторона использовала все имеющиеся на вооружении виды стрелкового и артиллерийского вооружения. Есть жертвы и пострадавшие среди мирного населения. По последним данным, власти Южной Осетии начали эвакуацию женщин, детей и стариков из опасных районов в Северную Осетию.

Словно не замечая тенденцию к обострению напряженности вокруг Южной Осетии и Абхазии, мотивированной, в том числе, умышленным развалом сложившихся переговорных форматов между Тбилиси и Цхинвали, Тбилиси и Сухуми, Вашингтон активно проталкивает различные инициативы, исходящие в первую очередь из интересов официального Тбилиси. Напротив, инициатива абхазской и югоосетинской сторон закрепить гарантии невозобновления военных действий, а лишь после этого перейти к обсуждению возможных схем урегулирования глубоких и сложных по своей сути разногласий, трактуются представителями США и, естественно, грузинскими политиками, как предусловие.

Вернувшийся недавно из поездки в Сухуми и Тбилиси, Брайза весьма недвусмысленно попытался указать на негативную роль России в грузино-абхазских противоречиях, в частности, связывая этот негатив с активностью российского бизнеса в Абхазии, а также планами подключения возможностей Абхазии к подготовке Сочи к Олимпиаде 2014 года. Что плохого в притоке инвестиций в этот измученный регион, Брайза не конкретизировал.

"Наши национальные интересы в Абхазии сводятся к тому, чтобы в регионе не было войны, - сказал он. - Американские олигархи не собираются покупать абхазские пляжи. У нас нет намерений превращения Абхазии в строительную площадку Олимпийских игр. Наш интерес в том, чтобы Грузия сохраняла территориальную целостность, а весь Кавказский регион развивался". Таким образом, подключившийся к решению проблем Грузии в 2003 году, сразу после начала президентства Михаила Саакашвили, Вашингтон вознамерился восстановить территориальную целостность этой страны - в этом его интерес. Вероятно, все, что привело к нарушению этой целостности, американскую сторону совершенно не волнует. Между тем, именно здесь интересы США входят в противоречие с интересами Абхазии и Южной Осетии, которые давно уже для себя определили, что после развала СССР вполне способны прожить и без грузинской опеки. Чтобы привести абхазов и осетин в русло своих интересов американская сторона должна будет заставить их забыть все, что было до 2003 года. С этой целью, видимо, абхазам и предлагается дать гарантии беспрепятственного возвращения грузинских беженцев. Данная задача, в отличие от предложения Сухуми подписать соглашение о взаимном неприменении силы, не трактуется Брайзой как предусловие. Кроме того, очевидно не из желания поставить точку в миротворческой миссии России в этом регионе, Брайза прямо говорит о необходимости ввода международных полицейских сил в зону грузино-абхазского конфликта, "особенно в населенный вернувшимися грузинскими беженцами Гальский район". Возникает вопрос, если грузинские беженцы уже вернулись в Гальский район, то куда их еще хочет вернуть Брайза - видимо, в Сухуми и Гагры? А сколько именно грузин должно жить в Сухуми? По всей видимости, и на этот вопрос американский дипломат может дать ответ. А что насчет гарантий того, что абхазы и грузины будут мирно сосуществовать в городе, где когда-то убивали друг друга? Их, очевидно, будут разъединять украинские полицейские, которые несколько месяцев назад штурмовали здание суда в Косовской Митровице.

Самое удивительное в том, что американская посредническая стратегия, и это касается не только Абхазии, но и Нагорного Карабаха, и Южной Осетии, и Косово, состоит в том, что они сначала решают, как должен быть решен конфликт, а потом начинают обсуждать механизмы решения со сторонами. Причем их мало интересует то, насколько стороны согласны с самой сутью предлагаемого решения. Варианты решения, генерируемые Соединенными Штатами, по странному совпадению всегда исходят из интересов их стратегических и ситуативных союзников. К примеру, было бы очень странно, если бы Мэтью Брайза вдруг пришел к выводу, что после художеств Звиада Гамсахурдиа и Эдуарада Шеварднадзе, осетины и абхазы, при всем своем уважении к грузинскому народу, просто опасаются отдавать свои судьбы в руки отдельного представителя этого государства. Есть элементарный риск, что он может оказаться так же неадекватен, как и его предшественники. С другой стороны, аналогичные опасения косоваров были полностью поняты и приняты американцами, которые предварительно разбомбив Белград, пришли к выводу, что конфликт подлежит решению в пользу этих опасений албанского населения, не являющегося автохтонным в Косово. При этом практически снят вопрос не только о возвращении сербских беженцев в Косово, но даже о практической защите прав оставшегося в Косово сербского меньшинства.

Рвение Брайзы не ограничивается его желанием помирить грузин с осетинами и абхазами за счет последних. Он озабочен более глобальными проблемами. Например, безопасностью южной границы России (!). Американский чиновник прямо заявляет, что знает, как можно повысить надежность российских границ, хотя его никто не просил думать об этой проблеме, а тем более предлагать пути ее решения. Итак, по мнению помощника заместителя Госсекретаря США, укрепить южную границу России может вступление Грузии в НАТО. "Мы считаем, что вступление Грузии в НАТО только укрепит безопасность России на южных границах", - заявил он журналистам. Следуя этой логике, невступление Грузии в НАТО ослабит российские границы на юге, а безопасность США только повысится от вступления Мексики и Канады в ШОС и ОДКБ.

Более того, Брайза полагает, что вопрос вступления Грузии в НАТО и, как надо понимать, безопасности российской границы, прямо связан с проблемой Абхазии. То есть, предлагается решить грузино-абхазскую проблему возвращением Абхазии под юрисдикцию Грузии, вернуть грузин в Сухуми, а затем весь этот сложный, но уже "мирный" кусок включить в НАТО. Сомнений нет, далее и следует ожидать начала укрепления границ России совместными усилиями помирившихся абхазов, грузин и присматривающих за ними международных полицейских.

Еще более откровенен Брайза в своих благих пожеланиях раз и навсегда примирить армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Оригинальных деталей в озвученном им плане мало. Почти калька. Нет, не с урегулирования косовской проблемы... Армянам Карабаха предстоит еще доказать свое истинное стремление к независимости. Здесь стоит поблагодарить господина Брайзу, поскольку осетины и абхазы лишены даже этой возможности. Видимо, они не так активно воевали и не пролили столько крови, сколько косовары. Да и уже проведенный в Нагорном Карабахе референдум не особо впечатляет американского дипломата. Брайза высказывается за новый референдум, в котором примут участие вернувшиеся в свои дома азербайджанские беженцы. Здесь сложно осуждать посредников из МГ ОБСЕ, поскольку эту чушь они выработали в тесном взаимодействии с президентами и министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, не привлекая к переговорам представителей Карабаха, которым собственно и предстоит загнать народ на повторный референдум. Ситуация, когда в Степанакерте (Ханкенди), Шуши (Шуша), Лачине (Бердзоре), Кельбаджаре (Карвачаре) армяне и азербайджанцы дружно голосуют на территории одного избирательного участка, скажем в холле восстановленного на деньги армянской диаспоры школы, кажется просто утопичной. "Это (статус Нагорного Карабаха) определится голосованием людей, которые там живут, я имею в виду самих карабахцев", - заявил Брайза, комментируя итоги заседания Минской группы с участием министров иностранных дел Армении и Азербайджана. О каких карабахцах говорит посредник? О фактическом населении региона, или о тех, кто жил там до вооруженной стадии конфликта? А что думают об этом в Баку?

"Что мы предложили - это то, что армянские войска должны быть выведены из семи районов вокруг Нагорного Карабаха, что должны быть введены международные миротворцы, что должны вернуться перемещенные лица и беженцы, что должен быть создан коридор, который соединяет Армению и Нагорный Карабах, и что должен быть процесс голосования для определения будущего Нагорного Карабаха", - добавил Брайза.

В этом предложении Мэтью Брайзы итог 12-летней работы Минской группы ОБСЕ. Очевидно, риторика Еревана должна будет строиться именно на этих постулатах. Как видим, официальному Баку поручено (не исключено, что самим Брайзой) пока наращивать давление на Армению, время от времени угрожая решить вопрос силой. Выглядит это в лучших традициях кавказской драки: "А ну пустите меня, я сейчас его ударю!". Что думает обо всем этом население и руководство Нагорного Карабаха - пока неясно. Мнение этой стороны пока всем представляется неважным. Предполагается, что они, в отличие от косоваров, пока еще могут скрепя сердце смириться с тотальной сдачей стратегических позиций. Ведь в этом интерес США!

0

4

"Метастазы Косова" и "лузерский блицкриг" Саакашвили: отклики с Балкан на кавказский кризис

Болгария: "Грузия должна сердиться прежде всего на саму себя" - Сербия: "Цена косовского прецедента" - Македония: "Лузерский блицкриг" - Греция: "Саакашвили Опрометчивый"

События, связанные с агрессией режима Михаила Саакашвили против Южной Осетии и последовавшей операцией российских вооруженных сил по принуждению Грузии к миру, остаются главной темой мировых новостей и политической аналитики. Не составляют исключения и СМИ Балканского региона. Интерес Балкан к последним событиям на Кавказе не в последнюю очередь объясняется зеркальным сходством многих исторических и политических черт обоих регионов, в том числе и ряда событий их новейшей истории. В частности, никто на Балканах не мог не заметить того примечательного обстоятельства, что геноцидальная агрессия режима Саакашвили против Южной Осетии началась в ночь на 8 августа, в тот день, когда 13 лет назад закончилась операция "Олуя" ("Буря") - четырехдневный блицкриг хорватских вооруженных сил против Сербской Краины, приведший к этническим чисткам и бегству 250 тыс. сербов. Общим и естественным является на Балканах убеждение, что последние события в Южной Осетии, Абхазии, Грузии и вокруг них неизбежно повлияют на процесс урегулирования существующих межгосударственных и межнациональных конфликтов на Балканах, прежде всего - косовского вопроса.

Болгария: "Грузия должна сердиться прежде всего на саму себя"

Информационное освещение болгарскими СМИ событий в Южной Осетии и Грузии в целом можно признать достаточно объективным; в местных медиа одинаково широко цитировались сообщения как российских, так и западных информагентств. Весьма сдержанной была реакция на начавшийся кризис представителей болгарского правительства, которые устранились от громких заявлений и акций солидарности с руководством Грузии. К примеру, не остался незамеченным журналистами тот факт, что, хотя Болгария является основателем и одним из членов созданной в 2005 году неформальной группы т.н. "новых друзей" Грузии (вместе с Польшей, Украиной, Латвией, Литвой, Эстонией, Румынией и Чехией), никто из болгарского руководства не стал совершать поездку в Тбилиси для демонстрации поддержки режиму Саакашвили. Характерным симптомом оппозиционная болгарская правая пресса посчитала и то, что премьер-министр Болгарии Сергей Станишев в понедельник 11 августа лично обсудил ситуацию в Южной Осетии с послом России Анатолием Поповым, тогда как с послом Грузии в Софии Михаилом Уклеба в дни кризиса встречался лишь заместитель министра иностранных дел Милен Керемедчиев. (Дневник. 14.8.2008)

Как сообщает социалистическая "Дума", 10 августа во время беседы с Керемедчиевым Уклеба обратился с просьбой отправить представителя Болгарии в Грузию для изучения ситуации на месте. В ответ Керемедчиев заверил Уклеба, что Грузия является стратегическим партнером Болгарии и Евросоюза и что в Софии заинтересованы в разрешении конфликта мирным путем. Глава внешнеполитического ведомства и вице-премьер Болгарии Ивайло Калфин также подтвердил, что его страна имеет определенные обязательства перед Грузией, и заявил о необходимости выработки сильной и действенной европейской позиции по Южной Осетии. (Дума. 11.8.2008)

На созванном по поводу событий на Кавказе совещании с представителями министерства иностранных дел и спецслужб президент Болгарии Георгий Пырванов заявил о поддержке мирного урегулирования конфликта и о готовности своей страны оказать гуманитарную помощь жертвам войны. В подписанной декларации было особо отмечено, что Болгария не поставляет вооружение сторонам-участницам конфликта. (Dnes.bg. 12.8.2008). Эти слова вызвали ряд недоуменных откликов болгарских читателей, поскольку в мировых, в т.ч. и в российских СМИ прежде неоднократно появлялись сведения о том, что болгарские оружейные фирмы и арсеналы были в числе основных поставщиков режима Михаила Саакашвили. Так, по официальному сообщению Министерства обороны РФ от 15 мая 2008 года, из Болгарии в Грузию были поставлены следующие партии вооружения: семь 152-мм самоходных гаубиц "Сузана"; 14 ед. 120-мм минометов; 12 зенитных установок ЗУ-23-2М; четыре ЗСУ-23-4 "Шилка"; 500 ракет к ПЗРК "Игла"'; 150 ПТРК ''Конкурс", "Корнет" и 1500 ракет к ним; 300 ед. РПГ-7; четыре самолета Су-25; малые десантные корабля "Гурия" и "Атия" (проекта 106К "Выдра"); 10 тыс. ящиков с автоматами Калашникова, РПГ-22 и боеприпасами; партия боеприпасов общим весом более 650 тонн (около 1 млн. патронов к легкому стрелковому оружию, 578 выстрелов к 82-мм миномету, 70 выстрелов к 120-мм миномету и 1100 ручных гранат). Позднее в интервью софийскому "Дневнику" министр иностранных дел Ивайло Калфин подтвердил, что его страна производила военные поставки Грузии, однако это делалось в легальном и абсолютно открытом порядке. Поэтому Калфин категорически заявил, что Болгария не несет моральной ответственности за минувший военный кризис на Кавказе. Также глава болгарского дипломатического ведомства подчеркнул, что его страна продолжает поддерживать идею приема Грузии в НАТО и что, по его мнению, теперь этот процесс должен быть ускорен. Калфин высказался также в пользу изменения формата миротворческого присутствия в зоне конфликта, однако признал, что наивно было бы думать, будто решение может быть найдено без участия России. От прямого ответа на вопрос журналиста, кто же спровоцировал конфликт в Южной Осетии, министр Калфин уклонился. (Дневник. 14.8.2008) Крайне сдержанным стал и отзыв на события в Южной Осетии министра-председателя Болгарии социалиста Сергея Станишева, пользующегося в стране устойчивой репутацией русофила, но политического прагматика. Как пишет Dnes.bg, 12 августа Станишев заявил, что пять лет переговоров лучше, чем один день войны, и что необходимо мирное урегулирование конфликта, на основе соблюдения территориальной целостности Грузии. Глава кабинета подчеркнул, что, по оценкам всех его военных экспертов, нынешняя ситуация на Кавказе не представляет угрозы для Болгарии. Станишев напомнил, что его правительство активно поддерживало идею приглашения Грузии в НАТО на Бухарестском саммите в апреле 2008 года, и что министерство обороны Болгарии тесно сотрудничало с коллегами из Тбилиси в деле модернизации грузинской армии по натовским стандартам. Также премьер-министр озвучил идею использования болгарского черноморского порта Бургас в качестве основной транзитной базы при доставке гуманитарной помощи ЕС в зону конфликта.

На вопрос, не был ли нынешний кризис на Кавказе вызван провозглашением и частичным признанием независимости Косова, Сергей Станишев дал развернутый ответ. Он сказал, что косовский случай имеет совершенно особый характер, в силу специфики его происхождения. Уникальность случая Косова, по мнению Станишева, заключается в том, что Белград утратил фактический контроль над Косовым задолго до провозглашения Приштиной независимости и что целое десятилетие край находился под международным управлением. Согласно небесспорной аргументации Станишева, особая реальность, сложившаяся в Косове во многом в результате этнических чисток со стороны сербской армии и паравоенных формирований, не может быть сопоставима с положением в Южной Осетии, Абхазии или Приднестровье. Выработка единого подхода к разрешению этих конфликтов представляет ключевую проблему международного сообщества, считает Сергей Станишев. (Dnes.bg. 12.8.2008)

Подобно заявлениям болгарских политиков, оценки и суждения местных публицистов и политологов также были выдержаны, за отдельными исключениями, в достаточно умеренных тонах. 12 августа широко цитируемый информационный портал Mediapool.bg опубликовал обширную статью болгарского писателя и политолога Емила Асемирова под заглавием "Ошибка Саакашвили". По мнению автора статьи, именно роковая погрешность в расчетах грузинского президента привела его страну к наблюдаемым последствиям. Асемиров пишет: "Он [Саакашвили] доверился американской поддержке силового решения конфликта в Южной Осетии, которое готовил давно. Вероятно, некоторые из его аналитиков проводили аналогии с внезапными и успешными операциями хорватской армии, подготовленной американскими инструкторами, в 1994 и 1995 гг. против войск самопровозглашенных республик Сербская Краина, Восточная Славония и Западный Срем в Хорватии и Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Тогда Хорватия - страна с 4,5-миллионным населением, приблизительно как и Грузия, достигла впечатляющих побед над казавшимися до того непобедимыми в постюгославских конфликтах сербскими военными формированиями".

Однако между положением Хорватии в 1994-1995 гг. и Грузии перед началом агрессии 8 августа 2008 г. имелся целый ряд принципиально важных различий. Хорватия имела значительно более развитую и переведенную на европейские рельсы экономику, а также - и этот фактор Асемиров называет решающим - могущественное лобби в западных странах, основанное на миллионной хорватской диаспоре в США и более чем трехсоттысячной общине в Германии и Франции, а также на мощной поддержке Ватикана. Автор статьи подчеркивает, что российское военное вмешательство было предварено и спровоцировано грузинским вторжением и "жестокими бомбардировками" Южной Осетии. "Может прозвучать очень цинично, - пишет Асемиров, - но после 7 августа Грузия должна сердиться прежде всего на саму себя и, точнее, на своего президента и его команду, которые приняли такое авантюристическое решение. Когда твой сосед располагает такой военной силой и является сверхдержавой, как Россия, ты должен сообразовываться с ее интересами, просто потому что она не может тебе позволить не уважать их". Отметим сразу, что автор статьи отнюдь не является ангажированным русофилом, которые сейчас составляют ничтожное меньшинство в политическом классе Болгарии. К примеру, активную политику России в отношении Грузии Асемиров объясняет "русскими имперскими рефлексами и амбициями", возродившимися в течение двух президентских сроков Владимира Путина.

Болгарский обозреватель напоминает, что российские аналитики и люди из окружения Путина неоднократно давали понять, что Россия стремится утвердить за собой право "наказывать" политиков "ближнего зарубежья" за политику, не считающуюся и грубо попирающую интересы России, формулируемые Кремлем. "Русское вторжение в Грузию является элементом данного типа политики наказания, "воспитательной мерой" и предупреждением всему международному сообществу о том, что ожидает руководство некоего государства "ближнего зарубежья" (т.е. русской имперской сферы влияния и жизненных интересов), если оно позволит себе не уважать русские интересы, или тем более осуществлять свои с помощью силы". "Своим авантюристическим ходом от 7 августа Саакашвили предначертал крайне плохое будущее для Грузии, по крайней мере, в среднесрочной перспективе", - утверждает Асемиров. Во-первых, полагает аналитик, конфликт в Южной Осетии не позволит Грузии в будущем декабре получить приглашение к Плану действий по членству в НАТО, несмотря на сочувствие этому представителей обоих политических лагерей США. После минувшего российско-грузинского военного конфликта "трезвомыслящие западноевропейцы будут иметь еще меньше оснований желать видеть Грузию членом своих клубов ЕС и НАТО". Вопреки дипломатической риторике многих европейских политиков в пользу Грузии и с осуждением России, европейцы ужасаются перспективы своего вовлечения в столь горячий военный конфликт (даже в виде миротворческих сил), ради более чем неясной пользы от приобщения Грузии к НАТО и гарантированного охлаждения отношений с Россией. Во-вторых, продолжает автор статьи, от России во многом зависит безопасность поставок в Европу энергоносителей по существующим трубопроводам, в том числе и через территорию Грузии, а также строительство новых труб. В этих условиях европейцы должны понимать, что в случае новой холодной войны с Россией из-за Грузии Европа потеряет больше, чем сможет выиграть.

По мнению Асемирова, рано или поздно настанет день, когда дальнейшее непризнание суверенитета Косова потеряет всякий смысл, и тогда Россия сможет "с чистой совестью" признать независимость Абхазии и Южной Осетии, с последующим рассмотрением вопроса о включении их в состав РФ. "В один день Грузия, возможно, станет членом НАТО, но без Абхазии и Южной Осетии. Если только к тому времени сама Россия не станет, в той или иной форме, частью НАТО", - заключает свою статью болгарский политолог. (Mediapool. 12.8.2008)

Впрочем, и в достаточно респектабельных болгарских изданиях можно встретить статьи откровенно антироссийской направленности. Так, газета Bulgarian Post в статье "Двойственная роль России" обвиняет российское руководство в проведении политики двойных стандартов. По мнению автора статьи Георгия Георгиева, последнее выразилось в непризнании Москвой независимости Косова, при поддержке сепаратистских режимов в Южной Осетии и Абхазии и даже "фактической аннексии" Россией этих республик. "Россия никогда не прекращала воспринимать себя как империю, независимо от того, кто находился у власти", - утверждает Георгиев. Автор статьи заходит так далеко, что говорит, будто именно европейские страны несут ответственность за человеческие жертвы в Грузии, поскольку они не поддержали вступление этой страны в НАТО на саммите Альянса в Бухаресте в апреле 2008 года. "Если бы Грузия получила приглашение к членству в НАТО, Россия не посмела бы реагировать таким образом. Должен отметить, что болгарское правительство тогда было в числе стран, поддерживавших членство Грузии в Альянсе. Это делали все страны бывшего коммунистического блока, которые намного лучше понимают положение Грузии. Западная Европа в очередной раз проявила непонимание и колебания в отношениях с Россией, а та выстраивает на этом свою целостную геополитическую доктрину. Двойственной политикой она вселяет раздор среди европейских стран и извлекает выгоды из всякой ситуации", - пишет Георгиев. (Bulgarian Post. 11.8.2008)

"Хорошие отношения между ЕС и Россией поставлены под вопрос", - статьей с таким заголовком Bulgarian Post двумя днями позже прокомментировала внеочередной совещание министров иностранных дел Евросоюза. (Bulgarian Post. 13.8.2008)

Другая ежедневная болгарская газета "Стандарт" прокомментировала итоги войны в Южной Осетии в статье под заглавием "Пиррова победа. Медведев повторяет чеченский сценарий Путина, Грузия приносит жертву НАТО". Автор статьи Чавдар Стефанов отмечает, что, несмотря на довольно необычный факт объявления траура обеими сторонами завершившегося военного конфликта, каждый из его участников, как и ряд других сил, может теперь рассчитывать на получение определенных выгод и преимуществ. Как пишет Стефанов, президент России Дмитрий Медведев, спустя сто дней после своего вступления в должность отдавший приказ об оказании военной помощи Южной Осетии, пошел по стопам своего предместника и добился "сплочения общества под знаменем". Того же самого эффекта, по мнению автора статьи, может добиваться и Михаил Саакашвили в отношении народа Грузии, пытаясь представить себя в роли человека, остановившего нашествие русских войск на собственно грузинские земли. Заинтересованные внешние силы также будут стремиться извлечь выгоды из сложившейся ситуации. В частности, Стефанов относит это к некоторым странам Евросоюза, который в последние дни как никогда ясно продемонстрировал отсутствие единства в своей внешней политике. Прибалтийские страны смогут оживить свою риторику о росте российской угрозы, связанной с "практическим приложением сравнительно новой политики Кремля по военному вмешательству в тех случаях, где под угрозой находятся серьезные русские интересы или русские граждане". Чехия и Польша получат новые козыри в переговорах с США по размещению противоракетной обороны.

Наконец, доказавшие в очередной раз свою беспомощность ООН и ОБСЕ могут, по оптимистичным ожиданиям Стефанова, получить в результате минувшего кризиса новые импульсы к реформированию. Стефанов делает прогноз о том, что последний кризис в Южной Осетии и Грузии может ускорить окончательный упадок СНГ, роль которого по поддержанию региональной стабильности, в том числе и на Кавказе, может перейти к Шанхайской организации сотрудничества. На получение самых больших выгод и преимуществ в результате произошедшей войны могут рассчитывать непризнанные республики Южная Осетия и Абхазия, полагает Стефанов. (Стандарт. 14.8.2008)

0

5

В качества примера яро антироссийского опуса можно привести комментарий влиятельного праволиберального "Дневника" под заголовком "Кого поразили шрапнели на Кавказе?". Его автор Драгомир Иванов утверждает, что "Россия со своей стороны потерпела огромное стратегическое поражение, хотя она и не хочет этого признать". По мнению Иванова, после событий в Грузии всему миру стал виден "цинизм Кремля". "Блестящим эвфемизмом" автор назвал слова Дмитрия Медведева об "операции по принуждению Грузии к миру". "Своим вторжением Москва недвусмысленно показала, что вообще не освободилась от имперской логики в духе XIX века, вопреки своим собственным мечтам и вожделениям западноевропейской интеллигенции и элиты. Уже почти 20 лет Кремль настраивает друг против друга нации и государства Кавказа, чтобы использовать их в своей неоимперской политике. [...] Русское наступление против Грузии может рассматриваться не только как месть за самостоятельный и прозападный курс Тбилиси, но и как воспрепятствование возможному проведению независимого от Москвы коридора к Ирану и богатствам Каспийского региона и Центральной Азии", - утверждает Драгомир Иванов. (Дневник. 12.8.2008)

Сербия: "Цена косовского прецедента" Смешанные чувства отразились в откликах на последние события на Кавказе в сербских СМИ. С одной стороны, в Сербии воспринимают Россию как могущественного заступника на международной арене и, по словам самих сербов, как единственного из прежних союзников Сербии, кто не бомбил ее. С другой стороны, после отражения грузинской агрессии и принуждения режима Саакашвили к миру не остается сомнений, что подход России к принципу территориальной целостности Грузии и к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии будет полностью изменен. А это вселяет в сербскую сторону серьезные опасения того, что пересмотрена будет и позиция России по вопросу о независимости Косова. Именно как производную косовской проблемы рассматривают сербские СМИ нынешний кризис на Кавказе. "Цена косовского прецедента" - с таким подзаголовком публиковались в белградской "Политике" статьи о войне в Южной Осетии и Абхазии.

Подавляющее большинство сербских обозревателей и аналитиков отмечает зеркальное сходство нынешней ситуации вокруг Южной Осетии и событий распада бывшей Югославии в 1990-е годы. "Тому, что некоторые назвали попыткой повторить на территории Грузии хорватскую операцию "Олуя" 1995 года, Россия воспрепятствовала быстрой и эффективной акцией", - пишет "Политика". По мнению этого авторитетного издания, российское руководство хорошо усвоило и применило те политические и идеологические методы, которые западные страны использовали против Сербии в 1999 году из-за Косова. К примеру, заявление Владимира Путина о том, что Грузия последними шагами нанесла смертельный удар своей территориальной целостности, "Политика" напрямую сравнивает со словами прежнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что своими репрессиями против албанцев Сербия лишила себя права на управление Косовом. Приходится признать, что подобным сравнением обозреватель "Политики" явно не стремился сделать комплимент действующему главе правительства России. Данное заявление Путина открывает возможность признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, что она упорно отказывалась делать на протяжении 15 лет, пишет издание. (Политика. 12.8.2008)

По мнению сербских СМИ, действующее проевропейское руководство страны во главе с президентом Борисом Тадичем и премьер-министром Мирко Цветковичем воздержалось от любых значимых заявлений по поводу конфликта в Южной Осетии. "Политика" пишет: "Тишина официального Белграда может служить молчаливой поддержкой русского наказания Грузии". Автор этой статьи Обрад Кесич упрекает правительство Сербии в том, что оно воздержалось от сколько-нибудь внятного и громкого формулирования своей позиции по текущему кризису на Кавказе и тем самым упустило возможность подчеркнуть свою приверженность незыблемым принципам международного права. Без этого, по мнению Кесича, трудно верить и в решимость нынешнего правительства продолжать борьбу за Косово. (Политика. 14.8.2008)

В другой своей статье "Политика" говорит, что главным проигравшим в завершившейся войны стал Михаил Саакашвили, развязавший эту "безумную военную авантюру". (Политика. 11.8.2008)

"Косово на Кавказе" - под таким заглавием вышел редакционный комментарий "Политики" 11 августа. Его автор Милош Казимирович отмечает "дипломатическое лукавство" потерпевшего военное и политическое поражение Саакашвили. Симптоматичным кажется автору то обстоятельство, что главными посредниками от Европы в нынешнем конфликте на Кавказе выступили высокие представители Финляндии и Франции - стран, сыгравших "судьбоносную роль" в развитии косовского вопроса. Автор комментария называет несостоятельными с моральной точки зрения упреки в неправомерном применении силы в адрес России со стороны западных стран, участвовавших в операциях в Сербии, Афганистане и Ираке. Грузия Саакашвили не признала независимость Косова, напоминает Казимирович, однако она ни единым словом не осудила и натовскую агрессию против Югославии. Завершается комментарий словами о недопустимости применения двойных стандартов в международных отношениях и избирательного применения норм международного права. При этом не совсем ясным остается, кому в большей степени адресованы эти слова сербского публициста - странам Запада или же России. (Политика. 11.8.2008)

Как заявил белградской газете "Данас" Оливер Иванович, государственный секретарь министерства по делам Косова и Метохии правительства Сербии, нынешние события в Южной Осетии "напрямую связаны с односторонним провозглашением независимости КиМ", и это должно было бы беспокоить всех тех, кто поддерживал сепаратизм косовских албанцев, особенно Евросоюз. Автор другого комментария Боян Билбия пишет, что после событий в Южной Осетии косовский случай ударил по его создателям, как бумеранг. Последний кризис на Кавказе может существенно усложнить процесс дальнейшего международного признания суверенитета Косова, полагает автор. Положение американской администрации теперь серьезно усложнится, поскольку ей придется одновременно отстаивать принцип территориальной целостности Грузии и отрицать всякое сходство между ситуациями в Косове и в Южной Осетии. (Политика. 12.8.2008)

Как пишет белградский "Глас jавности", последние события на Кавказе могут, при определенных условиях, принести пользу Сербии в том смысле, что они способны подкрепить ее позицию во время обсуждения статуса Косова в Генассамблее ООН и на других международных форумах. (Глас jавности. 11.8.2008)

Прочие отклики балканских СМИ

Румыния. Как пишет Rompres.ro, начало военных действий на Кавказе побудило президента Румынии Траяна Бэсеску созвать в субботу 9 августа заседание высшего Совета национальной обороны для обсуждения ситуации. По сообщению представителей канцелярии президента, на заседании руководство Румынии подтвердило свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и озвучило готовность участвовать в мирном урегулировании кризиса. Было особо подчеркнуто, что развитие замороженных конфликтов на Кавказе и Черном море всегда было предметом особой заботы румынской внешней политики. (Agerpres. 11.8.2008).

Газета Evenimentul zilei пишет, что в понедельник 11 августа Бэсеску, находясь в дунайском городе Сулина, сделал заявление о том, что ситуация, сложившаяся на Кавказе, отличается от ситуации в Приднестровье, и заверил аудиторию, что подобный конфликт не может вспыхнуть на территории Молдавии. (Agerpres. 12.8.2008)

Македония. Македонский "Утрински весник" назвал предприятие режима Саакашвили против Южной Осетии "лузерским блицкригом". Теперь, пишет издание, Грузии предстоит заботиться уже не о двух сепаратистских провинциях, а о враждебном отношении 140-миллионной России, "которая выведена из себя не только из-за необъявленной дерзкой войны, но и из-за того, что ей впервые за 28 лет пришлось применять военную силу за пределами своей территории". Саакашвили крупно разочаровал своих "западных менторов", который хотели видеть в нем "троянского коня", способного открыть для НАТО кавказские порты. Теперь Саакашвили может думать об оставлении политической карьеры и возвращении к занятиям юридической практикой, пишет газета. Война завершена, но многие сложности еще предстоит решать, прежде всего - в сфере дипломатии и нефтегазового бизнеса. (Утрински весник. 14.8.2008).

Комментируя точку зрения соседней Сербии на события в Южной Осетии, македонский "Дневник" называет ситуацию на Кавказе "метастазами Косова". Издание подчеркивает, что это Запад начал перекраивать мировой порядок, манипулируя понятиями "гуманитарной катастрофы" и "геноцида", в результате чего на сцену вернулась военная сила как средство достижения геополитических целей. В этих условиях "косовский прецедент" должен был неизбежно "метастазировать" и проявиться в других частях мира, как это произошло в Южной Осетии. В сложившихся условиях Россия не может проиграть, так как в ее распоряжении имеется и блокирующий голос в Совете безопасности ООН, и возможность использовать "косовскую платформу" для проведения своей политики. (Дневник. 14.8.2008)

Греция. Англоязычная версия греческой Kathimerini пишет, что последние события в Южной Осетии позволяют сделать следующие первичные выводы. Прежде всего, Европа была вынуждена занять позицию наблюдателя и обнаружила отсутствие у себя "зубов". Кроме того, она начинает понимать, что планы Грузии по членству в НАТО или собственные европейские планы создания альтернативных путей поставки энергоносителей в обход России - висят в воздухе, поскольку в них не учитывалось стремление Москвы вновь усилить контроль над сферой своего влияния. На кону стоит и доверие к США в постсоветских странах, которые начинают понимать, что "американская защита не значит ничего, когда они выступают против России". Также Kathimerini предполагает, что события на Кавказе могут повлиять на внутриполитическую борьбу в США и дать дополнительные козыри американским неоконсерваторам, победа которых на предстоящих выборах увеличит риски возобновления Холодной войны. "Единственно ясным является лишь то, что Россия намерена стать сверхдержавой, которая будет вновь твердо контролировать свой регион", - заключает газета. (Kathimerini. 13.8.2008)

В другой статье под заглавием "Саакашвили Опрометчивый" Kathmerini рассуждает о личной ответственности грузинского лидера за произошедшие события. Будучи американским ставленником, Саакашвили в своей политике игнорировал "русский фактор" и хрупкий геополитический баланс. "Опрометчивый Саакашвили упорно дразнил "русского медведя" и был предупрежден Владимиром Путиным". "Саакашвили перешел Рубикон, когда вторгся в Южную Осетию. Он повел свою ослабленную страну на войну с гигантом и теперь угрожает взорвать весь Кавказ. Думал ли он на самом деле, что он может выиграть в таком конфликте, даже если его армия получила несколько лет тренировок у американских инструкторов и некоторое количество современного вооружения с Запада и от Украины? Вероятно, нет. Он, очевидно, неверно понял послания из Америки и Европы, надеясь, что они вступятся за него и возьмутся за Россию. Все указывает на то, что он ошибся, и вероятно, что очень скоро ему придется заплатить высокую политическую цену", - пишет издание. (Kathimerini. 12.8.2008)

Косово и Метохия. Как сообщает со ссылкой на приштинские издания американская "Southeast European Times", президент косовских албанцев Фатмир Сейдиу заявил во вторник 12 августа, что Косово не может быть сравнимо с любым другим регионом мира, включая Южную Осетию. По словам Сейдиу, Косово принадлежит всем его гражданам и поддерживает хорошие отношения со всеми своими соседями. (SETimes. 13.8.2008)

+1

6

Почему Косово не стоит выделки ("Newsweek", США)

Россия предупреждала, что независимость Косово создаст опасный прецедент. Грузия показала, какой

В феврале Косово объявило о своей независимости - при поддержке США и через девять лет после того, как НАТО начала войну, чтобы положить конец злодействам Сербии в этом крае. Как только Косово развернуло свой новый национальный флаг, покровительница Сербии Россия устами своего министра иностранных дел заявила, что теория отделения, которую использовали, чтобы отрезать Косово, 'создала прецедент', готовый к использованию в других странах. И сегодня, по факту вторжения России в Грузию - как объясняет Москва, ради защиты сепаратистов из Абхазии и Южной Осетии, - самое время сесть и задуматься: а стоил ли Косово выделки?

Недавно я побывала в этой крошечной стране, и моя поездка лишний раз показала, насколько сложной может быть судьба микрогосударства. В Косово есть немало хорошего: молодое и прозападное население, люди знают английский язык, очень развиты в техническом отношении и, с оптимизмом глядя в будущее, строят новое государство. Однако немало и плохого. Уровень безработицы среди молодежи - 60 процентов. Страна не имеет выхода к морю, рельеф гористый - хотя урожайный период достаточно длинен и Косово мог бы стать житницей Европы, у него нет никаких транспортных коммуникаций, если не считать узких двухполосных дорог, ржавеющей железнодорожной колеи и дорогого воздушного сообщения. Премьер-министр Хашим Тачи (Hashim Thaci) - бывший лидер Армии освобождения Косово (УЧК) - обещает за пять лет построить настоящее шоссе в соседнюю Албанию, но для связей с окружающим миром это явно не лучший вариант. А тем временем электричество даже в столице Косово Приштине очень часто отключается, иногда на несколько часов кряду, а строительство электростанции на деньги Всемирного банка остановилось из-за споров о том, кто будет снабжать ее углем.

В Приштине процветают рестораны - в основном за счет большого количества иностранцев, имеющих возможность тратить гораздо больше денег, чем местные жители. У дорог, ведущих к границам Косово, рядами стоят строящиеся кирпичные дома. Однако источник этого строительства - молодежь, уехавшая на работу в Германию, Швейцарию и Италию. Внутри страны экономика находится в таком плохом состоянии, что многие боятся, что безработные молодые мужчины начнут обращаться к старым, незаконным способам трансграничной торговли - контрабанде наркотиков, оружия и людей.
Что же касается правительства этого едва зародившегося государства, то до сих пор, по большому счету, не очень понятно, кто в нем главный. Поскольку Россия заблокировала решение Совета Безопасности ООН, наблюдательная политическая система, созданная после интервенции НАТО, до сих пор не свернута. В Косово до сих пор остается международный проконсул, специальный посланник генерального секретаря ООН Ламберто Дзанньер (Lamberto Zannier). Круг его обязанностей чем дальше, тем непонятнее, но он все равно нужен, поскольку Белград отказывается общаться с косовским правительством напрямую. Кроме того, местная миссия ООН - единственная власть, которую признают сербы, до сих пор живущие на севере Косово, в том числе в 'спорном городе' Митровице.

В последнее время Европейский Союз и Соединенные Штаты пошли на то, чтобы собственными силами помочь неопытному государству написать для себя законы и решить административные проблемы. Однако механизм этого замка поставит в тупик любого слесаря. Изначально предполагалось, что ЕС разместит в Косово в качестве помощи 1700 полицейских, судей, прокуроров, охранников тюрем и таможенников, однако, поскольку непонятно, кто управляет Косово, они до сих пор не приехали. В этом маленьком государстве по-прежнему проходит службу более 15 тысяч солдат НАТО, однако в последний раз, когда в крае произошли этнические столкновения, НАТО ничего не смогла сделать - а последствия были катастрофическими: восемь погибших, 900 раненых, разрушено множество сербских домов, сожжены церкви и бесценные предметы культуры. После того эпизода в НАТО было принято решение расширить список полномочий солдат, до этого связывавший им руки, но ведь они так и остаются солдатами, а не полицейскими, и смогут ли они, не проливая крови, предотвращать массовые акции неповиновения - непонятно.

Не придает молодому государству устойчивости и то, что к политической жизни недавно вернулся бывший лидер УЧК Рамуш Харадинай (Ramush Haradinaj). В апреле гаагский трибунал оправдал Харадиная, сняв с него обвинения в соучастии в убийствах мирных сербов во время войны. Это решение было принято после того, как свидетелей запугивали, а кое-кто из них умер, что еще более озлобляет местных сербов. К тому же, вернувшись, Харадинай может превратиться в угрозу власти Тачи.

С международной точки зрения дело тоже выглядит не очень хорошо. Независимость Косово признали всего 45 стран. Косово никогда не будет принята в ООН, пока Россия, обладающая правом вето, против - хотя и может стать членом Всемирного банка, где института вето нет вовсе. Косово отказываются признать европейские соседи - Босния, Греция, Македония, Черногория, Румыния, Словакия (Грузия, кстати, тоже его не признала), так что новые косовские паспорта в международных аэропортах будут оставлены без внимания, а их обладатели, соответственно, никуда не полетят.

Хотя весь этот год за независимость Косово активно выступали Соединенные Штаты, как минимум один бывший госсекретарь США, Лоренс Иглбергер (Lawrence Eagleburger), выступил против, заявив, что создание новых микрогосударств будет воспринято как провокация в России и других многоэтнических странах, что никому не нужно. И самое грустное, что практически всего этого Косово мог бы добиться при наличии международных гарантий своей автономии внутри Сербии. Тогда Вашингтон не позволил даже обсуждать такие альтернативы. Но теперь, когда косовским прецедентом вовсю размахивает Россия в Грузии, наверное, в будущем при возникновении подобных случаев от них не стоит отмахиваться.

0

7

В продолжении

Перспективы сепаратизма ("Washington ProFile", США)
Интервью с Энн Дос Сантос, преподавателем Калифорнийского Университета

Энн Дос Сантос/Anne Dos Santos, 02 октября 2008

Вопрос: Принимая во внимание недавние победы сепаратистов в Косово, Южной Осетии и Абхазии, каким Вы видите будущее остальных сепаратистских групп?

Дос Сантос: Хороший вопрос, над которым я и сама часто задумываюсь. Тот факт, что США и порядка 45 других стран так легко признали независимость Косово, определенно станет прецедентом. Меня удивило то, что Россия так легко признала независимость Абхазии и Южной Осетии, в то время, как ее собственные чеченские повстанцы требуют независимости.

Вопрос: У кого из сепаратистских движений больше всего шансов на создание нового государства?
Дос Сантос: Я думаю, что Тибету вряд ли это удастся, поскольку Китай, как авторитарная страна, такое движение стразу подавит. На мой взгляд, история Южной Осетии и Абхазии и признание их независимого статуса Россией дестабилизирует ситуацию в этом регионе. Поэтому, скорее всего, будут предприняты аналогичные попытки на Кавказе. Также, может быть, Крым отъединится от Украины или Приднестровье от Молдовы...

Вопрос: На данный момент, только две страны признали независимость Абхазии и Южной Осетии - Россия и Никарагуа. Россия заявила, что по истечении времени больше и больше других государств также признает их независимость. Вы согласны с этим прогнозом?

Дос Сантос: Время покажет, хотя, с моей точки зрения, подобное вряд ли произойдет. Государства склонны более ценить принцип территориальной целостности. Конечно, многие признали Косово, но там несколько иная история. Что же касается этих двух стран, то они слишком малы, к тому же в этом регионе существует масса других проблем.

Вопрос: Некоторые лидеры индейцев племени Лакота объявили о намерении добиваться независимости от США и заявили, что это станет началом борьбы за независимость остальных племен. Насколько велики шансы на образование государства Лакота?

Дос Сантос: Не думаю, что из этого что-либо выйдет. Вряд ли у них есть на это сила, финансы или надежда на поддержу извне. Недавно в прессе появились сообщения, что Аляска заговорила об отделении от США. Тем не менее, я не думаю, что эти намерения приведут к каким-то результатам - просто по той причине, что американские сепаратистские группы слишком малы и не пользуются серьезной поддержкой населения.

Вопрос: Имеются ли у ООН какие-то определенные инструкции: каким образом должно действовать движение, выступающее за отделение от какого-либо государства?

Дос Сантос: Камнем преткновения является тот факт, что Китай входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Не думаю, что Китай заинтересован в создании подобных инструкций, зная, что Тайвань и Тибет стремятся объявить о своей независимости. Китай будет накладывать "вето" на любые механизмы, позволяющие сепаратистам добиться независимости. Чтобы разрешить эту патовую ситуацию, вероятно, следует начать с реформы ООН.

Вопрос: Каким Вы видите мир будущего: это будет глобальный "Европейский Союз", состоящий из государств, пожертвовавших частью собственного суверенитета или, наоборот, мир разбежится по отдельным национальным государствам?

Дос Сантос: Я думаю, что некоторые маленькие народы, как, например, жители Кашмира, не прекратят свои попытки обретения независимости. И это будет продолжаться довольно долго, как, например, в случае с тамилами и Шри-Ланкой. Существуют много подобных примеров - подобная борьба продолжается долгие годы. Многие сепаратисты, конечно, будут продолжать борьбу, но большинству из них так и не удастся сдвинуться с мертвой точки.

Слишком многое положено на чашу весов, слишком много проблем нуждается в обсуждении, слишком много болезненных решений приходится принимать - это и главные причины, из-за которых во многих случаях не удастся добиться прогресса. Я думаю, что маленьким народам будет очень непросто обрести независимость, если только они не получат поддержки таких больших государств, как Россия или США. Маловероятно, что им удастся добиться желаемого, опираясь только на собственные силы.

Вопрос: Как должны действовать лидеры новообразованных государств?

Дос Сантос: В первую очередь, им следует сформировать четкое представление о своей национальной идентичности. Лидеры сепаратистов не учитывают интересов всех этнических групп, населяющих эту территорию. Поэтому властям новых государств следует обозначить определенную национальную принадлежность граждан этой страны, куда бы входили все без исключения группы и меньшинства, которые бы не подвергались дискриминации и не чувствовали себя забытыми. Посмотрите, во всех конфликтах - например, между тамилами и Шри Ланкой, между сикхами и Индией, между бенгальцами и Пакистаном и даже в случае с этими новыми маленькими государствами на Кавказе - правительства не смогли создать ощущения общей национальной принадлежности.

Обретя независимость, они начинают прибегать к насилию в отношении меньшинств, несмотря на то, что сами много лет страдали от дискриминации. Из-за этого ситуация лишь ухудшается. Несомненно, только переговоры и открытый диалог способны помочь, но, как показывает практика, это очень непросто.

Вопрос: Что удивило Вас более всего во время проведения исследований о сепаратистах?

Дос Сантос: Мне оказалось трудно поверить в то, что практически все обследованные мной государства, обретшие независимость, не учитывали интересов всех меньшинств, проживающих на их территории. Они не думали, как находить общий язык с ними, чтобы добиться общего успеха и стать великой страной, развитой в экономическом, политическом и всех иных отношениях. Мне было трудно поверить в то, что некоторые из этих правительств смотрели и смотрят на вещи настолько узко, что пытаются "продвинуть" свою этническую группу за счет других.

Представьте: новые государства только что получили свободу, все в их распоряжении, но, тем не менее, они не пытаются успешно управлять, а лишь стремятся ущемить меньшинство в пользу большинства. Так что наиболее поразительным открытием я бы назвала неспособность государственного предвидения.

0