Президент Белоруссии Александр Лукашенко - "Известиям": "Это не конфликт России и Грузии. Это американцы получили по зубам"
Андрей Реут (Минск)
Новый парламент Белоруссии после намеченных на ближайшие дни выборов рассмотрит вопрос о признании независимости бывших грузинских республик. В понедельник об этом сообщил Александр Лукашенко, отвечая на вопрос "Известий". На встрече с российскими журналистами он предложил нашим странам вместе создавать новую систему безопасности для защиты от угроз с Запада.
- Беларусь была, есть и будет союзником братской России, - начал Лукашенко пресс-конференцию. - Мы четко выразили солидарность с позицией России, которая спокойно и в то же время быстро, эффективно принудила агрессора к миру.
Приятно было услышать такие слова. Тем более что перед этим мы три дня путешествовали по Белоруссии и убедились, что если у России и есть где-то союзники, то именно здесь.
- Спасибо вам за возможность увидеть вашу страну, мы ее полюбили, - поблагодарил я Лукашенко, нисколько не покривив душой. Белоруссия поразила нас чистотой, ухоженностью и, конечно, идеальными дорогами.
- Мне приятно от "Известий" слышать те фразы, которые вы сказали, - улыбнулся президент Белоруссии. - Дай бог, чтобы "Известия" занимали такую позицию в отношении Белоруссии всегда.
Комплименты - вещь приятная, но у россиян накопились острые вопросы к Лукашенко. Ситуация с Грузией - это только часть проблемы. Готовы ли союзники России, среди которых Белоруссия занимает ведущее место, вместе бороться за свою безопасность?
- Как наши страны будут противостоять новым угрозам? - таков был следующий вопрос "Известий". - НАТО расширяется на Восток, Грузия развязала войну на Кавказе, у границ Белоруссии размещаются системы ПРО...
- Я бы добавил в этом ряду позицию бывших республик Советского Союза, прежде всего Прибалтики, - эта тема Лукашенко явно пришлась по душе. - Мы фактически вместе с россиянами оказались окруженными. Этот вопрос нуждается в коллективном осмыслении, и я вижу со стороны президента России, человека, нутром чувствующего ситуацию, в этом направлении очень большой интерес. Если нам брошены вызовы, то мы, хотим того или нет, должны на них отвечать. Отвечать сейчас, чтобы не возникла ситуация как на Кавказе.
Как же именно мы должны отвечать?
- У меня есть свои представления о том, как реагировать, - признался Лукашенко "Известиям", - но я пока ограничусь общими формулировками. Последние события - не было бы счастья, да несчастье помогло - подтолкнули россиян к тому, о чем я всегда талдычил: что нам надо, не стесняясь, никого не боясь, строить наши отношения. Нас все равно не поймут. Сколько бы мы ни целовали в соответствующие места Запад. Нам всегда говорили: мы готовы вам продавать газ, как своим лучшим друзьям, по внутрироссийским ценам, но что скажут на Западе? Вот они и сказали. И мы, конечно, Россию поддержали.
У нас было, мягко говоря, немало шероховатостей в отношениях, но сегодня ситуация такая, когда надо забыть об этом и смотреть вперед. Мы будем реагировать, пропорционально защищать интересы наших государств и наших народов. Причем заранее. Хватит уже головотяпства. Мы это уже видели во время Великой Отечественной войны. Когда мы убаюкивали сами себя, что все будет хорошо, а потом ночью вдруг на наши головы полетели тысячи тонн бомб. Мы должны быть готовы ко всему.
Звучало все это воинственно. Но те, кто помнит жуткое, тревожное ощущение войны в первые дни конфликта в Южной Осетии, наверняка согласятся с Лукашенко, что сани надо готовить летом.
- Белоруссия признает независимость Южной Осетии и Абхазии? - поставили "Известия" вопрос ребром.
- Для нас вопрос признания независимости Южной Осетии и Абхазии - это не только поддержка России. Мы ведь с Абхазией давно имеем прекрасные отношения. Они начались, еще когда президент Грузии поставил перед СНГ вопрос о блокаде Абхазии, чтобы заставить ее отказаться от претензий на независимость. Я заблокировал эту инициативу, потому что заблокировать Абхазию - это уничтожить народ. Решение принято не было. С тех пор мы имеем очень хорошие отношения.
Конечно, признать Абхазию для нас значит поддержать Россию, но не это главное. Мы рассмотрим этот вопрос. Рассмотрим так же, как рассмотрела Российская Федерация, - в парламенте. У нас выборы через несколько дней, придет новый парламент, и я думаю, что наши депутаты обратятся к этому вопросу. Промолчать мы ни в коем случае не можем, не имеем права. Это будет нечестно по отношению и к России, и к Абхазии. Аналогично и с Южной Осетией. У нас отличные отношения с руководством этой республики, мы немедленно отозвались на гуманитарную катастрофу. Без посредничества России. Поэтому со временем мы этот вопрос рассмотрим. А рассмотрев, как он решится - я думаю, вы тоже, наверное, понимаете. Но бежать толпой не стоит. Очень разумно сказал президент России - что это в будущем даже плохо было бы для народов Южной Осетии и Абхазии. Скажут, Россия надавила, и все побежали.
Вот так президент Белоруссии впервые объявил о том, что его страна готова решать вопрос о признании бывших грузинских республик. А заодно дал оценку всем событиям на Кавказе.
- Это не конфликт России и Грузии, - сказал он, - это американцы получили по зубам впервые за долгие годы. И это дорогого стоит!